Вальс против «мятежного» Монтебура

Правительство Франции, дружно проработав 147 дней, рискованно было отправлено в отставку

Возмутителем спокойствия стал министр экономики Арно Монтебур, демонстративно высказавший несогласие с экономической политикой, проводимой кабинетом министров и его главой Мануэлем Вальсом и поддерживаемой президентом страны Франсуа Олландом. «Бунт на корабле», затеянный Монтебуром, поддержали также еще два министра – министр образования Бенуа Хамон и глава культурного ведомства Орели Филиппетти. В результате они потеряли свои министерские портфели. Через пару дней все «диссиденты» были заменены более лояльными представителями правящей партии.

Арно Монтебур и поддержавшие его министры представляют левое крыло Социалистической партии, и в определенной степени их шаг свидетельствует о сужении числа сторонников президента Олланда в правящей партии. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку, по последним опросам, рейтинг действующего главы государства достиг самой низкой планки – 17%, и он лидирует в списке самых непопулярных президентов Франции за последние 50 лет.

Однако нынешний политический кризис кроме этого имеет и еще ряд причин как объективного, так и субъективного характера.

Внешне отставка правительства смотрелась как прямое следствие ряда публичных высказываний министра экономики Арно Монтебура. Сначала в обширном интервью газете «Монд», а день спустя в выступлении перед своими соратниками на традиционном празднике розы, проводимом социалистами на родине первого президента-социалиста Пятой республики Франсуа Миттерана, Монтебур обрушился на экономическую политику страны. В первую очередь он резко критиковал лоббируемую Брюсселем политику бюджетной экономии, проводимую в интересах консерваторов из Германии, которая, по его мнению, разоряет Францию и ведет к росту безработицы в стране.

Определенная доля правды в словах Монтебура присутствует. Олланд, пришедший к власти два года назад, нещадно критикуя тогдашнего президента Николя Саркози именно за покушение на завоевание французского социализма – высокие зарплаты в госсекторе, щедрые пособия и социальные выплаты, а также высокое налогообложение бизнеса, – сам, став главой государства, по существу, продолжил политику своего предшественника. Да еще стал объяснять, что только политика жесткой экономии может оздоровить экономику Франции.

Однако никакого заметного оздоровления не происходит, негативные тенденции в экономике не ликвидируются. Безработица во Франции приняла хронический характер и остается на отметке 10% (в Германии, кстати, она в два раза ниже), рост ВВП, несмотря на все болезненные сокращения бюджета, в этом году составит 0,5%, вместо запланированного 1%, уровень жизни французов, особенно с низкими и средними доходами, продолжает снижаться.

Такие же попытки нестандартных мер, как предпринятая президентом Франции реформа налогового законодательства с введением прогрессивного налога, достигающего 70% с доходов более 1 млн евро в год, пока привели лишь к серьезному бегству капитала из страны.

При всем при этом за неделю до правительственного кризиса Олланд выступил с планом предстоящих реформ, который он назвал «Пакт ответственности». В нем он подтвердил приверженность проводимому им курсу на дальнейшее сокращение госрасходов и снижение налоговых льгот для предприятий. В интервью той же «Монд» Олланд заявил: «Кризис в экономике не является поводом отклоняться от принятого курса. Постоянная смена приоритетов подрывает доверие к политике и не приносит ощутимых результатов. Напротив, нам необходимо еще быстрее двигаться в реформистском направлении».

Кстати, следует сказать, что Монтебур и левые в Соцпартии не единственные критики политики Олланда. На днях с жесткой критикой его курса выступила неформальный лидер «зеленых» экс-министр по делам равенства областей и жилищной политики Сесиль Дюфло. Она заявила, что политика, проводимая президентом, вовсе не является социалистической.

Но нынешний кризис имеет не только экономические корни. Он свидетельствует, что в стане правящей партии уже началась борьба за то, кто будет представлять социалистов на президентских выборах 2017 года. Низкая популярность Франсуа Олланда позволяет другим его соратникам по партии начать собственную политическую игру. Арно Монтебур – личность яркая, харизматичная и среди партийцев достаточно популярная. В свое время он, рядовой член Соцпартии, сделал себе имя на борьбе за привлечение к уголовной ответственности Жака Ширака. На партийных праймериз 2011 года он занял третье место с 17% и во втором туре призвал голосовать за Олланда. Теперь 53-летний политик имеет неплохие возможности побороться и за руководящее кресло в Елисейском дворце.

Не стоит забывать и о нынешнем премьер-министре 52-летнем Мануэле Вальсе. Как ни странно, но рейтинговые неудачи Франсуа Олланда никак не влияют на популярность амбициозного главы кабинета министров. В отличие от левого Монтебура Вальс олицетворяет правое крыло Соцпартии и полностью поддерживает экономический курс президента.

Во всей этой истории есть один, но очень существенный нюанс. Дело в том, что и президент Олланд, и премьер Вальс имели возможность разобраться с «диссидентами» в правительстве, просто лишив всех министерских портфелей и заменив их на своих единомышленников. Потом спокойно продолжать работать единой командой.

Вальс же попросил, и Олланд принял решение об отставке всего кабинета министров. А это означает, что через месяц новое-старое правительство должно пройти утверждение в национальном собрании. А в нем правительственное большинство социалистов невелико – 291 депутат при 289 необходимых. Причем надо учитывать, что около 50 социалистов, членов парламента, разделяют позицию Монтебура. Если кто-либо из них проголосует против кабинета министров, президент должен будет распустить парламент и назначить досрочные выборы с непредсказуемыми, но, скорее всего, печальными для левых, если верить социологам, итогами. Возможно, Олланд с Вальсом решили, что все левые силы испугаются таких перспектив и дружно станут поддерживать и новый-старый кабинет министров, и его не очень популярную политику, а потому сознательно пошли на политическое обострение.

Но это очень рискованное решение. В свое время канцлер Германии Герхард Шредер, кстати, гораздо более популярный в стране на тот период, чем ныне Олланд, и тоже социал-демократ, проводивший непопулярные правые экономические реформы, пошел на досрочные парламентские выборы и проиграл, отправив тем самым надолго немецкую СДПГ на вторые роли в жизни страны.

Александр БОРИСОВ

Оригинал: http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10310271@SV_Articles

publié le 03/09/2014

Наверх